10 июля, 2020 - 08:24
Среди заброшенных объектов деревни занимают особое место, ведь когда-то здесь не просто росли сады, стояли фермы, возвышались церкви – здесь жили люди.
В деревне Старо-Панькино тоже когда-то жили люди. Они растили хлеб, разводили скот, рожали детей и жили большими дружными семьями. Увы, теперь ее, одной из сотен тысяч «деревянных дальних» по всей России, не стало. Уехали оттуда люди и теперь уже вряд ли вернутся обратно – деревня разорена, к ней высокой травой заросла дорога, по которой когда-то два или даже три раза в день ходил автобус. Разве что через много-много лет вновь придет сюда человек, чтобы не ломать, а строить новое поселение вдоль полноводного озера рядом с густорастущими лесами.
Согласно архивным данным, д. Старо-Панькино Щучанского (Галкинского) района Курганской (Челябинской) области была образована примерно в 1750 году по Указу императрицы Eлизаветы I от 1744 года. Относилась деревня к Иоанно-Предтеченской церкви в селе Пуктыш Песчанской волости Шадринского уезда Оренбургской губернии. Из переписи 1901 года известно, что в д. Старо-Панькино из общественных заведений существовали часовня, приходская школа. Ближе всех к д. Старо-Панькино была деревня Веселовка – на расстоянии примерно 1 км. Но эту деревню сейчас мало кто помнит.
В 1957 году вокруг озера пролегали две большие улицы, насчитывалось 60 дворов. В 1960 году там провели электричество. Овцеводство было одним из основных направлений сельского хозяйства. Но поскольку развития деревни не было, оттуда начался отток людей, и за десятилетие здесь осталась только одна улица. Не стало хорошей дороги, закрылись детский сад и клуб, постепенно разъехались ее жители. Последними деревню покинули семьи братьев Петра и Ивана Рязановых и Виктора Лосева – в 1989 году.
Из официальных источников известно, что в годы Великой Отечественной войны погибло 58 человек старо-панькинцев, вернулись с фронта 54 человека. Свой вклад в Победу внесли и те жители деревни, которые в нужде и голоде трудились в колхозе, и те, которые уехали в город и работали на оборонных заводах. В послевоенный период за свой доблестный труд 22 жителя д. Старо-Панькино награждены медалью «За освоение целинных и залежных земель», 8 человек – медалью «За доблестный труд».
…По всей России распались и исчезли с лица земли тысячи сел и деревень. Умерла и деревня Старо-Панькино. Ее нет на карте района, но она по-прежнему живет в сердцах ее бывших жителей, которые, храня память о малой родине, практически каждый год в июле собираются вместе и вспоминают, как жили там они и их предки…
Я не жила в этой деревне, но довольно часто бывала в гостях у бабушки Анны Подкорытовой. Их небольшой аккуратненький домик находился прямо напротив колхозной фермы для крупного рогатого скота (как я помню). Видела, как доярки ходили туда на работу, как весело работали, потому что их звонкий смех часто можно было слышать из животноводческого помещения.
Моя тетя Аня Подкорытова какое-то время работала заведующей детским садиком, и я со своими сродными сестрами частенько бегала туда покачаться на качелях, поиграть с местными ребятишками. Тогда это почему-то было можно, наверное, потому что жили проще. Помню, как из кухни всегда пахло вкусной едой, и нам тоже иногда что-то перепадало. Мы были детьми.
Из рассказов родственников и знакомых знаю, что здесь господствовал настоящий деревенский дух, когда все – как одна семья: вместе на свадьбы, на юбилеи, на проводы в армию… Только так.
Наша газета решила открыть новую рубрику – «По следам заброшенных деревень» – и писать о тех из них, которые сегодня вымерли, но о них еще кое-что известно. О Старо-Панькино я уже писала несколько лет назад, но открыть рубрику решила публикацией именно об этой деревне. Почему? Ответ простой: потому что это частичка моей малой родины, которую я люблю и помню. Именно поэтому на днях я вновь побывала в тех краях, но не увидела ничего, кроме щемящих сердце разрухи и запустения.
К сожалению, истории малых населённых пунктов уделяется ничтожно мало внимания, а память человеческая не вечна, хотя, по большому счету, история России – это и есть история деревень. Поэтому для увековечивания памяти устанавливаются памятные знаки с кратким изложением истории того или иного поселения, и тогда это место становится местом поклонения, а не местом забвения. Бывшие жители Старо-Панькино и их потомки такой знак тоже поставили.
Елена Давтян.
Фото автора и взято с личной страницы Валентины Пановой (Гришиной)
в соцсети Одноклассники.
10 июля, 2020 - 08:24
Комментарии